Google – компания с нестандартным подходом. Например, у них есть своя файловая система, а в качестве серверов используются обычные компьютерные комплектующие. Но, в то же время, теперь уже широко известный «пустой» внешний вид главной страницы Google – это не продуманное решение, а вынужденная необходимость. Создатели поисковой системы просто не знали HTML, поэтому им пришлось сделать страницу очень простой. Изначально не было даже кнопки «Submit», чтобы найти что-то, нужно было нажать Enter на клавиатуре.
Тем не менее, сейчас Google – первый кандидат на место разработчика софта номер 1. Это при том, что компания является одним из крупнейших клиентов AMD и всерьез задумывается о проектировании железа для собственных нужд.
Тенденция, которую запустил и активно продвигает Google – это броузерный софт. Программы, для работы которых не нужно скачивать дистрибутив и устанавливать его, достаточно зайти на сайт. Просто и гениально. Пожалуй, основная причина успеха сервисов Google – его ориентация на потребности пользователей и высочайшее качество исполнения.
Посмотрите на мега-популярный Gmail, который взбудоражил интернетчиков по тем временам гигантским объемом почтового ящика – целых 2 гигабайта. Сейчас ящики стали больше, конкуренты предлагают такие же или большие объемы, но Google и тут всех обскакал. Ведь Gmail – это фактически броузерный софт, который адаптируется под нужды пользователя.
Выход Google Chrome – знаковое событие в череде достойной уважения активности Google в области захвата ИТ-рынка. Сегодня Google предоставляет такие опции, как: поиск, карты, почта, видео-хостинг, не так давно - мобильный телефон и вот, наконец, появился броузер. С точки зрения конкуренции, очевидно, что сильные игроки просто так рынок не отдадут. Кроме того, помимо приятного интерфейса и быстрой работы JavaScript в новом броузере должно быть что-то, что заставило бы пользователей заменить любимый броузер на Хром. Пока явных преимуществ (как у Gmail - размер ящика несколько лет назад) нет.
Google Android многие зарубежные обозреватели уже назвали «убийцей iPhone». Глядя на интерфейс "Гуглфона", на функции управления пальцем, на полноразмерную клавиатуру под экраном становится понятно, что как минимум три преимущества у телефона уже есть: айфоноподобный интерфейс, клавиатура и, самое главное, открытость операционной системы. Кроме того, всем без исключения понятно, что Google в состоянии собрать вокруг Android сообщество разработчиков, привлечь компании к написанию софта и писать приложения своими силами. Нет ничего более привлекающего покупателей как богатый выбор разных программ, в том числе бесплатных.
А Google Documets? Полностью готовый к использованию офисный пакет с возможностью совместной работы (вы даже видите в реальном времени как кто-то, кому вы дали доступ, вносит изменения в документ). Для организации подобной службы стандартными средствами потребуется как минимум купить соответствующий софт, поставить и настроить сервер. А тут – всего лишь достаточно зарегистрироваться. Стоит отметить, что основная претензия, предъявляемая к броузерному софту Google, не нашла себе подтверждения. Речь идет о стремлении к монополистическому захвату данной отрасли и тотальному контролю над пользователями, вплоть до обязательного сбора паспортных данных при регистрации в сервисах.
Подобные утверждения звучат достаточно непрофессионально, и к тому же опровергаются фактическими событиями - Google, к примеру, сократил срок хранения поисковых запросов и cookies пользователей. Это подтверждает, что основной задачей является предоставление востребованных, удобных, инновационных сервисов, призванных вывести IT-индустрию на новый уровень.
Почему бархатная революция? Масса монстров IT-рынка поддержали начинание Google. Правда вслух никто об этом не заявляет. Например, серьезный недостаток броузерного софта заключается в том, что он перестает работать, если пропадает подключение к Интернету. Adobe уже сделала Adobe Air, решающий эту проблему, масса других гигантов софтверного рынка разрабатывают подобные решения. Это говорит о масштабе тенденции. Лидеры рынка поняли, что совсем скоро Интернет будет везде (за счет развития и удешевления мобильного доступа), а трафик станет бесплатным, поэтому проще и удобней предлагать пользователям броузерный софт. Разумеется, на данный момент ситуация с качественной и доступной интернет-связью не до конца разрешена – в некоторых регионах до сих пор существуют проблемы. Но тенденции на рынке провайдерских услуг обещают исправить это уже в ближайшее время.
Сегодня существует масса сервисов, работающих в броузере. Это редактирование фотографий, конвертация файлов, создание слайд-шоу и многие другие.
Тенденцию подхватили не только компании, но и потенциальные заказчики. По данным компании Айтрэк:
«За последний год количество запросов на разработку внутрикорпоративных систем на основе легких веб-технологий выросло в три раза. Улучшилась осведомленность клиентов. Теперь они твердо уверены, что обеспечить совместную работу офисов за счет броузерного софта, получить функции CRM- или ERP-системы можно за меньшую стоимость, чем при внедрении традиционных систем. При этом затраты на железо будут минимальными, а функциональность можно будет наращивать в неограниченных объемах. Даже с учетом возможного увеличения расходов на услуги провайдеров и модернизацию сетей, подобные решения, в конечном счете, оказываются экономически гораздо более выгодными. А благодаря высокому уровню юзабилити и понятному интерфейсу переход на новый программный продукт происходит в кратчайшие сроки и не снижает уровень производительности».
Следует ли говорить о том, что портируя свой софт (в разумных рамках конечно) для веб, компании увеличивают популярность своих программ?